Аудитор о первой практике применения ISO 9001:2015: «Документации стало больше»
В сентябре 2018 года истечет переходный период, который Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) определила для перехода организаций с ISO 9001:2008 на ISO 9001:2015. После 23 сентября сертификаты по старой версии уже будут недействительны. Российские организации, которые начали переводить свои СМК (Система менеджмента качества, – ред.) с опозданием как раз сейчас преодолевают большие трудности: заказывают и проводят обучение, спешно редактируют документацию системы в соответствии с изменениями в ISO 9001:2015. На этом фоне 23 апреля первый практический опыт применения стандарта на российских предприятиях прокомментировала Майя Владимировна Самсонова, бизнес-тренер и аудитор по системам менеджмента качества из Ульяновска. По ее мнению, стандарт в чем-то стал более полезен для пользователей, а в чем-то ухудшил ситуацию.
«ISO 9001:2015 в чем-то приблизил отечественный бизнес к более цивилизованному ведению дел, к тому, как это делается за рубежом. Я имею в виду, что добавился стратегический анализ, чего большинство наших компаний никогда не делало», – сказала М.В. Самсонова. «Я положительно воспринимаю включение концепции управления рисками. Те, кто критикуют стандарт за недостаточную формализацию требований в этом вопросе – неправы. Мы же говорим не об увеличении количества «бумажек» для аудитора, а о выпуске качественной продукции. На практике я знаю очень много предприятий, которые не увлекаются формальностями, но производят качественную продукцию без брака», – добавила эксперт.
Наряду с плюсами, М.В. Самсонова перечислила минусы ISO 9001:2015, какими они видятся после первых нескольких лет внедрения и сертификационных аудитов по нему. Она рассказала, что аудиторов учат очень «четко читать стандарт» на предмет того, где обязательные, а где необязательные требования.
«В версии 2015 года в некоторых довольно больших разделах пропадает бесспорное понимание о том, имеем ли мы дело с обязательным требованием», – заявила аудитор.
«Обязательно, получается, нужен эксперт, который объяснит, как делать правильно и без него предприятиям никак не обойтись».
«Я вообще не знаю, как новичкам внедрять ISO 9001:2015, я, например, многое понимаю потому, что у меня был опыт с редакциями 2000 и 2008 года – это толкает предпринимателей обращаться к консультантам», – сказала Самсонова М.В.
Она полагает, что с ISO 9001:2015 возросло количество документации СМК, так как потребовалось заводить документы для реализации абсолютно новых требований, в частности, к среде организации. Она добавила, что отрицательным моментом в связи с появлением в ISO 9001:2015 термина «документированная информация» является то, что для тех, кто только начал пользоваться стандартом с новой редакцией – это «темный лес».
«Они не знают, что делать – с обязательными процедурами и записями все было гораздо понятнее. Ты создаешь их и повышаешь результативность», – заметила сертификационный аудитор.
По мнению М.В. Самсоновой, с документированной информацией ясность исчезает, и только зная предысторию – предыдущие редакции и обладая опытом, можно понять, что хотели сказать редакторы ISO 9001:2015.
«Мне в этом плане всегда больше нравился стандарт ISO 16949 (норматив на основе ISO 9001 для автомобильной промышленности, – ред.). Подробно описано, где и какие методы применяются. Понятно, где место бережливого производства. Все более предметно, чем в ISO 9001:2015», – сказала эксперт. «Большинство наших предприятий – это технари, а технари любят четкость и структуру: раз, два, три, четыре», – подчеркнула М.В. Самсонова.
Добавить комментарий