ASQ публикует историю: как lean-менеджмент спас медучреждение от банкротства
Одна из крупнейших (80 000 членов, – ред.) профессиональных ассоциаций в области качества США, ASQ (Американское общество качества – American Society for Quality, – ред.), 23 апреля публикует на своем сайте историю успеха клиники «Monadnock Community Hospital», работающей в штате Нью-Гэмпшир. Внедрение инструментов lean-менеджмента не только позволило руководству экономить по 1 миллиону долларов в год, но и спасло клинику от финансового краха. Естественно, ничего бы этого не было, если бы не люди, которые стояли за проектом внедрения. Прежде всего Питер Гослайн – президент и генеральный директор клиники, которого цитирует ASQ. «Нужно было вытащить кролика из шляпы», – так руководитель описал ситуацию, в которой оказался в кризисном для компании 2009 году. «Увольняться я не хотел». П. Гослайн обратил внимание на то, что в отделе исследований «Monadnock Community Hospital» с успехом использовали гибридную систему качества, состоящую и из элементов lean, и из атрибутов концепции «Шесть сигм» (lean six sigma, – ред.). Было принято решение о распространении этого опыта на все подразделения клиники. «Monadnock Community Hospital» оказалась в кризисе и на пороге разорения из-за снежного бурана, который парализовал ее работу на два дня.
По словам П. Гослина, на практике использование методов lean-менеджмента заключалось в том, что руководство сфокусировало свои усилия на течении процессов и издержках, а также на решениях, необходимых для совершенствования производственных операций. Для того, чтобы лучше определить и сформулировать цели компании, в «Monadnock Community Hospital» решили обратиться к внешнему подрядчику – консалтинговой фирме. Пять раз в течение 120-дневного периода специально отобранные для этого в подразделениях менеджеры должны были собираться и обсуждать идеи по сокращению издержек. Для этого каждый из них брал на себя обязанность раз в 30-дневный период представлять другим участникам работы по две «рационализаторские» идеи. Результаты превзошли все ожидания, уже за первые 120 дней таким образом удалось сэкономить 800 000 долларов. «Это кажется очень просто: попросить людей, которые знают процессы, принести свои идеи, выложить на стол и работать по этим идеям, но это работает», – сказал по этому поводу президент и гендиректор «Monadnock Community Hospital». Руководство клиники в рамках работы по совершенствованию процессов в организации приложило также немало усилий, чтобы отрегулировать поток пациентов через приемное отделение. До кризиса пациенты могли ожидать здесь своей очереди несколько часов, в результате мер, предпринятых Гослином и другими управленцами, срок ожидания удалось значительно сократить, больные ждали уже менее двух часов.
Идея, лежащая в основе lean-менеджмента, который оказался столь полезным в ситуации клиники «Monadnock Community Hospital», – достаточно проста. Руководство концентрирует свое внимание на производственных процессах предприятия. Все виды деятельности методически делятся на те, которые приносят добавленную стоимость и важны для потребителя и те, которые не обладают этими свойствами. «Лишние» процессы стараются минимизировать, а добавленную стоимость от «продуктивных» процессов максимизировать.
Разумеется, в арсенале lean-менеджмента есть множество конкретных практических инструментов, которые помогают оптимизировать работу – это не просто голая концепция. Есть «Система 5С», предполагающая особую организацию рабочих мест на предприятии, есть «FIFO» – метод поддержания точной последовательности производства и многое другое. Большинство методик восходит к методикам компании «Тойота», в производственных цехах которой зародился и сам lean-менеджмент как таковой.
Несмотря на то, что технологии lean еще не очень популярны в России – первые отечественные компании начали их применять только в начале 2000-х годов, есть надежда на развитие lean-менеджмента и у нас, так как те, кто опробовал эту «западную штуку», в большинстве отзываются положительно о достигнутых результатах. Рено Анджоран, руководитель одной из азиатских консалтинговых компаний в области качества, выдвигает на страницах своего блога «Quality Inspection Tips» мнение, что lean-инструменты очень хорошо накладываются на систему менеджмента качества, выстроенную по стандарту ISO 9001. Статья Р. Анджорана так и называется: «Lean и ISO 9001 – очень хорошо совмещаются» («Lean and ISO 9001 are very compatible», – ред.). Автор даже настаивает, что lean-менеджмент способен скорректировать некоторые недостатки, свойственные стандарту ISO 9001 и сертификации по нему. Среди прочего, Р. Анджоран пишет, что дух серии стандартов ISO 9000, выраженный стандартом ISO 9004, очень близок к духу lean-менеджмента. «ISO 9001 повторяет 86 раз, что цель в достижении эффективности и экономичности процессов. Это не противоречит поиску издержек <в lean-менеджменте>», – пишет эксперт.
Добавить комментарий