А.А. Мороз: «от перехода на ISO 9001:2015 российские предприятия никакой пользы сейчас не получают»
26 апреля на вопросы редакции «Единый Стандарт» о практике применения в российских компаниях стандарта ISO 9001:2015 и о том, что она говорит о результативности изменений, которые редакторы документа сделали во время последней редакции в 2015 году ответил Андрей Александрович Мороз, практикующий аудитор по системам менеджмента и директор ООО «Лигр». Особую актуальность проблема приобретает в свете приближения 23 сентября 2018 года, когда закончится переходный период и сертификаты, выданные на соответствие старой версии ISO 9001 2008 года, перестанут действовать. Отечественные предприятия, которые начали адаптировать свои системы менеджмента качества (СМК, – ред.) с опозданием, именно сейчас заказывают и проводят дорогостоящее обучение, связанное с новыми терминами и переменами в управлении документацией, готовятся к аудиту соответствия и осваивают новые концепции, появившиеся только в ISO 9001:2015, например управление рисками или менеджмент знаний. Так что можно сказать о продуктивности изменений в ISO 9001:2015 по сравнению с ISO 9001:2008, если судить на основе накопленного российскими «качественниками» за несколько лет реального опыта внедрения новой редакции?
«От перехода на ISO 9001:2015 российские предприятия никакой пользы сейчас не получают, если они на практике применяли принципы и подходы, заложенные в стандарте ISO 9001:2008», – заявил А.А. Мороз. Свою точку зрения он аргументировал так: «Базисные принципы, такие как процессный подход, ориентация на потребителя, лидерство, взаимодействие, принятие решений, основываясь на фактах и так далее, – не изменились, и их реализация не зависит от версии стандарта».
Эксперт признал, что в ISO 9001:2015 появились совершенно новые понятия, которых не было в предыдущей редакции: «контекст организации» (среда) и риски, но высказал точку зрения, что в действительности новое в них – только формулировки.
«Данные понятия в версии 2008 года реализовывались через «Миссию» и «Видение», а риски – не что иное, как «предупреждающие действия», только с добавлением инструмента «возможности»», – объяснил А.А. Мороз.
Он добавил, что снижение количества обязательных документированных процедур в новой версии стандарта, что можно было бы определить, как некую выгоду, компенсируется введением новых требований и необходимостью коррекции системы.
«Также я бы не стал сбрасывать со счетов присущую русскому менталитету осторожность в применении новшеств. Данный фактор, несомненно, приведет к тому, что переход на новую версию стандарта на предприятии, скорее всего, будет многоступенчатым и все возможные резкие выгоды от смены версии стандарта будут уравновешены задержками и консерватизмом», – сказал аудитор.
Положительно эксперт оценил то, как работают изменения в ISO 9001:2015, связанные с переходом на «структуру верхнего уровня» (HLS – High Level Structure, – ред.) в соответствии с ISO Guide 83. По его совам, изменения, связанные с необходимостью обеспечения возможности интеграции с другими стандартами на системы менеджмента просто обречены на успех.
«Внесенные в стандарт коррективы позволят применять различные стандарты на системы менеджмента как единое целое и минимизировать затраты на построение систем управления в соответствии с различными стандартами», – пояснил эксперт.
В целом, новые требования из версии ISO 9001 он оценил как «не столько дань необходимости обновления стандарта с учетом того, что средняя «продолжительность жизни» стандарта ISO семь лет, сколько требование времени, обусловленное развитием технологий, таких как электронное управление».
«Да и сама экономика становится более мобильной, глобальной и ориентированной на результат, что, в конечном счете, и определяет необходимость его изменения», – прибавил А.А. Мороз.
Добавить комментарий