А.Ю. Андреев: «Задача специальной оценки условий труда – заинтересовать работодателя улучшать условия труда»

Андреев Алексей Юрьевич
Министерством труда и социальной защиты РФ разработан новый порядок исследования условий труда на рабочих местах – специальная оценка условий труда, который унифицировал в себе три действующие процедуры: аттестацию рабочих мест, государственную экспертизу условий труда и специальную оценку условий труда. Ликвидация избыточных институтов позволит экономически заинтересовать работодателей в выполнении государственных норм трудового законодательства и объективно решать вопрос с назначением льгот и компенсаций работникам. После длительных общественных обсуждений законопроект «О специальной оценке условий труда» был представлен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, прошел ее одобрение в первом чтении. И если документ получит положительное одобрение на всех стадиях законодательного процесса, с 1 января 2014 года система охраны труда откроет новую страницу в истории своего развития. Что именно ждет работодателей, как выглядит новый механизм предоставления гарантий и льгот и как аттестующие организации готовятся к предстоящим грандиозным переменам? О сложившейся ситуации на рынке услуг по охране труда – генеральный директор Экспертно-аналитического центра «Технологии труда» Алексей Юрьевич Андреев.
– Алексей Юрьевич, как, по-вашему, насколько своевременно введение специальной оценки условий труда и способна ли она разрешить сложившиеся проблемы в организации и защите условий труда работников?
– Изменения в подходе к оценке условий труда на рабочих местах назрели давно. Аттестация рабочих мест так и не нашла всеобщего признания. По данным Роструда, из 49 млн. рабочих мест, существующих в России, аттестовано чуть более 6 млн. Причина тому – отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в этом инструменте. Законопроект «О специальной оценке условий труда» призван устранить имеющиеся недостатки в существующей системе. Специальная оценка условий труда должна сохранить преемственность в процедуре аттестации рабочих мест и одновременно учитывать и исправлять все выявленные в правоприменительной практике недостатки данной системы.
– Законопроект «О специальной оценке условий труда» прошел общественное обсуждение на форумах, круглых столах, конференциях по охране труда, поддержан Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-правовых отношений, прошел одобрение в первом чтении Государственной Думы. В данный момент вносятся поправки, которые будут рассматриваться уже во втором чтении. Хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение о содержании документа.
– Начну с того, что законопроект был разработан в крайне сжатые сроки и вынесен на обсуждение профессионального сообщества. В течение полугода он постоянно претерпевал изменения, так как не устраивал ни профсоюзы, ни объединения работодателей, ни сообщество организаций, оказывающих услуги по охране труда в лице СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы». После долгих дискуссий текст законопроекта был внесен в Госдуму и принят в первом чтении, но это совершенно не означает, что в таком виде мы его окончательно и увидим. Говоря о Законопроекте в целом, следует отметить, что он поднимает оценку условий труда на более высокий статусный уровень. Специальная оценка условий труда призвана стать единственным инструментом оценки состояния условий труда на рабочих местах. Основная задача законопроекта – реально заинтересовать Работодателя улучшать условия труда на рабочих местах и тем самым модернизировать производство, привязав отчисления по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд с реальным состоянием условий труда на рабочих местах. Чем лучше условия труда – тем меньше отчисления! По-моему, очень логично. Списочный же подход к определению вредности на рабочих местах себя давно изжил, поскольку был актуален, когда единственным работодателем в государстве было само государство и создавало примерно однотипные рабочие места. Но на сегодняшний день условия труда на рабочих местах в рамках одного и того же вида деятельности имеют существенные различия. Поэтому вносимые изменения весьма уместны и своевременны.
– Минтруд свидетельствовал о том, что новый закон разработан для замещения вредных рабочих мест и для упорядочивания системы предоставления гарантий и компенсаций. Ведомство планирует в будущем исключать из списков на льготные трудовые пенсии тех, чьи условия труда по результатам оценки признаны безопасными, работодателям же придется выплачивать взносы, если место небезопасно. Получается, что люди со специальным стажем, так и не дождутся льготной пенсии и будут проходить по общим условиям?
– Это не совсем так. Минтруд не планирует исключать из списков на льготные трудовые пенсии тех, чьи условия труда по результатам специальной оценки признаны безопасными. Если рабочее место «списочника» признано невредным, в этом случае на период до проведения следующей специальной оценки условий труда право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой на данном рабочем месте не формируется (то есть рабочее место считается как бы «условно изъятым» из Списка сроком на пять лет). Если за это время условия труда на рабочем месте ухудшатся и станут вредными, то пенсионный стаж возобновится после проведения повторной специальной оценки условий труда.
– И как теперь будет выглядеть новый механизм предоставления льгот и компенсаций работникам?
– С введением специальной оценки условий труда предполагается переход от формального «списочного» подхода предоставления гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Такой подход, по мнению Разработчика, позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Вносятся поправки в Трудовой кодекс, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты (нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в постановление от 20 ноября 2008 г. № 870, и акты Минтруда России).
– Не становится понятным, как будут проходить новые исследования условий труда. По проектному документу получается, что работодатель должен пригласить эксперта, который, используя метод экспертной оценки, идентифицирует вредные и опасные факторы и принимает решение, стоит ли проводить инструментальные замеры или же нет. Возможно ли без проведения замеров узнать, что на рабочем месте присутствует вредность и опасность?
– Порядок проведения специальной оценки условий труда выглядит следующим образом. Во-первых, идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда). Во-вторых, проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды. В-третьих, оформление результатов проведенной специальной оценки. И завершающий этап – предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов. То, о чем спрашиваете Вы, как раз и называется идентификацией вредных и опасных производственных факторов. Если эксперт, проведя определенный комплекс работ, не идентифицировал вредных и опасных факторов на рабочих местах, то проведение измерений признается нецелесообразным и проводится процедура декларирования соответствия. Что касается оценки так сказать «на глаз», то, конечно, это оценка носит весьма субъективный характер. К примеру, тот же уровень освещенности на рабочем месте без специального прибора оценить крайне сложно…
– Далее по содержанию проекта документа. В нем сказано, что если рабочее место будет признано безопасным, необходимо подать декларацию в Минтруд и в последующем не проводить никаких исследований рабочих мест. И вот в чем, собственно, вопрос: Алексей Юрьевич, а разве не могут условия труда на рабочем месте, признанные ранее безопасными, стать через определенный период вредными или опасными? То же самое оборудование, приборы имеют свойство к износу. Или работодатель при оценке приведет условия труда в порядок, а потом забудет об обязательствах. Как вообще будет идти разграничение опасных и неопасных видов работ?
– Мы снова возвращаемся с Вами к вопросу об идентификации вредных и опасных факторов. Эксперт будет, прежде всего, руководствоваться классификатором вредных и опасных факторов производственной среды, сопоставляя наличие фактора в нем, с теми, что присутствуют на обследуемом им рабочем месте. В любом случае, эксперт принимает решение о нецелесообразности проведения измерений совместно с комиссией работодателя, это будет коллегиальное решение. Под декларирование будут попадать, прежде всего, рабочие места из непроизводственной сферы, так называемые «офисные» рабочие места. Касаемо таких рабочих мест, вероятность появления вредных факторов в течение действия результатов специальной оценки условий труда мала, даже при износе производственного оборудования.
– В действующем порядке аттестации рабочих мест, были внесены исключения по рабочим местам, не подлежащих аттестации. Это те рабочие места, на которых работники заняты за компьютерами, копировально-множительной техникой. Так как процедура, аттестация рабочих мест, является прародительницей специальной оценки условий труда, остаются ли эти исключения?
– Согласно законопроекту о «Специальной оценке условий труда» эту процедуру должны будут пройти все рабочие места работодателя, кроме рабочих мест «надомников» и дистанционных рабочих мест. Вопрос лишь в том, что оценка может пройти по «упрощенной» схеме, через декларирование, либо будет проведен весь комплекс необходимых процедур, включают идентификацию, измерение, оценку и составление соответствующей документации.
– Что будет с результатами тех организаций, которые уже успели провести аттестацию рабочих мест до 1 января 2014?
– В законопроекте на этот счет есть пункт, который гласит, что результаты аттестации рабочих мест признаются действительными в течение 5 лет. То есть, если Работодатель провел аттестацию рабочих мест в конце 2013 года, то до конца 2018 года специальную оценку условий труда на этих рабочих местах он может не проводить.
– По последним данным Роструда, работодатели неохотно проводят аттестацию рабочих мест. В стране сегодня, как Вы упоминали ранее, 49 млн. рабочих мест, аттестовано – 6 млн. Как Вы думаете, сможет ли специальная оценка условий труда искоренить русское «авось» со стороны работодателей? Что она изменит, интересует Ваш прогноз.
– На это Минтруд и делает расчет, что искоренит. Как я уже отмечал, законопроект вводит реальную экономическую заинтересованность работодателя в улучшении условий труда. К тому же подготовлены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс об ужесточении ответственности за несоблюдение требований охраны труда. Уверен, приведенные Вами цифры кардинальным образом изменятся уже к концу 2014 года.
– Введение административной ответственности и для организаций, проводящих специальную оценку условий труда и для экспертов, имеющих право на выполнение работ по специальной оценке условий труда, тоже вполне правильное решение со стороны ведомства – Минтруда…
– Абсолютно правильное и грамотное решение. В настоящее время фактически отсутствует инструмент оценки проведения работ аттестующими компаниями. Этим и пользуются недобросовестные организации, которые за определенную плату выдают, по сути, «бумажный хлам», являющийся результатом договоренности между работодателем и аттестующей компанией. Конечно, назрела необходимость перемен. А как же еще заставить работать добросовестно, как не угроза быть наказанным рублем!? Так что после вступления законопроекта в силу многие организации и, соответственно, эксперты этих организаций многократно подумают и оценят риски, прежде чем поставить свою подпись под протоколом измерений или в карте специальной оценки условий труда как члена аттестационной комиссии.
– А как себя чувствуют аттестующие организации сегодня? Ведь для них настал «переходный момент».
– Ситуация на рынке услуг по охране труда сейчас очень сложная. Старт для начала негативных тенденций положил Приказ №590н. Ряд работодателей приняли решение не проводить аттестацию рабочих мест, другие же приняли решение подождать, пока не наступит ясность в данном вопросе. Следующим толчком для спада рынка послужил законопроект «О специальной оценке условий труда». Работодатели просто решили подождать вступления в силу нового законодательства, не выполняя требований действующего. Падение объемов работ в первом полугодии 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года составляет около 50%. Соответственно, компании сокращают персонал и, если, по тем или иным причинам окажется невозможным проводить специальную оценку условий труда с 01 января 2014 года – это может привести к дальнейшему ухудшению ситуации и фактическому развалу сформировавшегося рынка услуг по охране труда.
– Как Вы думаете, введение нового порядка по оценке условий труда и ужесточение законодательства поможет очистить рынок услуг от недобросовестных игроков?
– В настоящее время на рынке аттестации рабочих мест присутствует около 900 организаций. Далеко не все из них располагают собственной лабораторией, штатными экспертами и, зачастую, такие компании работают по упрощенной процедуре, выполняя далеко не все замеры, присутствующие на рабочем месте, делая «под копирку» карты аттестации и протоколы измерений. Отсюда и стоимость одного рабочего места, устанавливаемая этими поставщиками, 500-700 рублей за рабочее место. Конечно, это скорее имитация услуги, чем ее реальное содержание. Это кратко о том, что происходит на рынке сейчас. Говоря о ФЗ, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями. Многие организации не переживут переходный период. Уже сейчас наблюдается повальное сокращение штатов, из-за серьезного снижения объемов работ. Учитывая то, что, возможно, Минтруд не успеет подготовить все нормативные акты к моменту вступления ФЗ в силу, сложности в работе аттестующих компаний могут усилиться.
– Алексей Юрьевич, будучи экспертом в области АРМ, уже можете спрогнозировать цены на услуги по спецоценке? Будут ли они дифференцироваться в зависимости от объема проводимого исследования. То есть, оценка эксперта – отдельный вид услуги, инструментальные замеры – плюс еще…
– Спрогнозировать цены на специальную оценку условий труда пока достаточно сложно. Бытует мнение, что данная услуга будет несколько дороже аттестации рабочих мест. Мнение основано на том, что аттестующим компаниям придется потратиться на комплектование своей приборной базы согласно требованиям законопроекту и обучить экспертов. Конечно, стоимость будет формироваться на основе количества предполагаемых инструментальных измерений, их трудоемкости, впрочем, таким образом формировалась и стоимость на аттестацию рабочих мест. А вот вопрос стоимости участия эксперта в идентификации факторов на рабочем месте и в декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям остается открытым.
– Новым порядком о специальной оценке условий труда предусмотрено также привлечение в качестве эксперта представителя профсоюзной организации. Профсоюзов в стране осталось немного, существуют только на крупных предприятиях. Не кажется ли Вам, что даже эта малая часть сможет составить здоровую конкуренцию бизнесу по оказанию услуг по специальной оценке условий труда? Работодателю будет гораздо выгоднее обратиться к ним, нежели к аккредитованным организациям, оказывающим услуги по специальной оценке условий труда.
– Я думаю, что работодателю, прежде всего, выгоднее обращаться в организацию, имеющую соответствующую аккредитацию, собственную, укомплектованную должным образом лабораторию с квалифицированным штатом специалистов. Также любой заказчик услуги будет учитывать опыт работы на данном рынке услуг, каким образом организация себя зарекомендовала. Поэтому добросовестным организациям, отвечающим всем вышеуказанным требованиям, бояться конкуренции со стороны профсоюзов не стоит.
Добавить комментарий